По словам президента Общества по защите прав потребителя «Адал» Артык Сейткалиевой, действующий закон значительно проигрывает старому.
«Закон о «Защите прав потребителей» нуждается в изменениях и дополнениях. Мы предлагаем внести статью «Взаимное уважение потребителя и продавца». И вернуть норму, касающуюся гарантийного ремонта. Если раньше бытовая техника и мобильные телефоны ломались и сдавались на гарантийный ремонт, продавец был обязан дать на время ремонта (а он может продлиться и полгода) другую технику. На сегодняшний день этой нормы нет», - говорит Артык Сейткалиева.
Как утверждают общественники, они неоднократно предлагали проекты изменений и дополнений в Закон, однако ни одно из наших предложений не было принято.
- Как вы считаете, почему такой несовершенный закон был принят?
- Потому что он был пролоббирован предпринимателями. Даже когда этот проект рассматривался, он не был разослан всем общественным организациям, он был недоступен для общей гласности. Однако узнав, что готовится такой проект, мы выявили желание участвовать в рабочей комиссии. И на все неудобные вопросы нам говорили «Без комментариев». Вот «без комментариев» и вышел такой закон. Сказать что он совсем плохой, конечно нельзя, но он нуждается в дополнениях и изменениях.
Однако помимо несовершенного закона, отстаивать права потребителей становится трудно из-за неграмотности самих покупателей. Так, по словам зачастую потребители не берут при покупке чек, либо не обращают внимания на неправильность его оформления.
«Потребители не всегда берут чеки. Особенно это касается мобильных телефонов. Маленькие торговые точки, после того, как мы начали выигрывать с ними суды, перестали выдавать товарный чек, либо выдают, но в графе продавец указано название торгового дома. И купив за сто с лишним тысяч тенге этот iPhone, потребители не знают к кому предъявлять претензии. Даже если они приходят в магазин и говорят: «Я у тебя покупал телефон», им отвечают «Нет, ты у меня не покупал». В лучшем случае, если у потребителя есть свидетельские показания, они могут быть приняты во внимание в суде, но судья может и отказать, сказав «Я не верю, что вы были свидетелем». Поэтому самый главный документ это чек. Желательно, конечно, брать фискальный чек, но если тебе дали товарный чек, нужно, чтобы он был с печатью и названием предпринимателя», - добавила Сейткалиева.
Однако, около в 90 % случаев интересы потребителей все-таки удается отстоять. Однако, в поисках справедливости общественники иногда доходят даже до Верховного суда.
«Потребители не должны быть инертными. У них должна быть активная гражданская позиция. При покупке нужно обязательно смотреть полную информацию. Если ты покупаешь продукты питания смотреть, чтобы продукты был не просроченный. Информация должна быть не только на русском языке, но и на государственном языке. Если такой информации нет, то можно считать, что этот товар был завезен в Казахстан без декларации о соответствии. Поэтому потребитель имеет полное право, если он сомневается в товаре, запросить сертификат соответствия», - говорит Артык Сейткалиева.
Источник: pravo.zakon.kz